на главную страницу
1. Тушь китайская
жидкая для черчения,
похожая на фабрикаты Гюнтер Вагнера и др. Берут 2 шеллака, 1 буры
на 15 воды, нагревают, при частом помешивании, до растворения шеллака
и прибавляют водной анилиновой краски до получения желаемого тона.
Для обыкновенной черной туши употребляют водный нигрозин, для других
цветов: сепии, тердисиены и т. п. смеси водных анилиновых красок.
Если краски получатся слишком яркими, то для нейтрализации прибавляют
несколько капель водного раствора нигрозина.
2. Т. китайская по Винклеру.
Абрикосовые косточки пережигают в печи в уголья. Сожженные зерна,
по охлаждении, толкут в мельчайший порошок в фарфоровой ступке и
просеивают сквозь частое сито. Полученный черный порошок растирают
на плите с мягкой водой и гуммиарабиком, прибавляют немного камфары,
выпаривают при помощи водяной бани, потом формуют из него длинные
четырехугольные бруски, которые затем высушивают на воздухе.
3. Т. китайская по Восвелю.
Растворяют до насыщение роговые опилки в щелоке едкого калия; полученную
темно-коричневую жидкость выпаривают и сплавляют в тигле. Потом
массу растворяют с двойным количеством по весу кипящей воды и смешивают
с раствором квасцов, благодаря чему образуется осадок, который промывают,
высушивают и растирают с разведенным в воде гуммиарабиком.
4. Т. китайская по Лукасу.
Обжигают камфору, причем Впускают столько воздуха, сколько необходимо
для обжигания. Собранную сажу обрабатывают спиртом, чтобы извлечь
из нее неразложившуюся камфору, и, смешав с раствором гуммиарабика,
придают форму туши.
5. Закрепление туши на бумаге.
Если вместо воды употребить для растворения туши 2%-ный раствор
двухромовокислого калия и сделанный такой тушью чертеж подвергнуть
действию солнечных лучей или дневного света, то тушь становится
нерастворимой в воде и при раскрашивании чертежа акварельными красками
не растекается и не размазывается.
6. Т. литографская
употребляется литографами для изготовления рисунков пером прямо
на камне или на переводной бумаге. Литографская тушь, как известно,
изготовляется в кусках (как китайская тушь) и только по мере надобности
растирается на блюдце с водой до требуемой густоты. Хорошее качество
этой массы во многом зависит от точности ее состава, чтобы она не
была ни жирной, ни тощей. Оба недостатка препятствуют переводу рисунков
или шрифта на литографский камень.
а) Т. австрийская. Для приготовления ее берут: 600 желтого
воска, 125 шеллака, 75 сала, 300 белого мыла, 100 мастики, 25 смолы,
75 голландской сажи. К растопленному предварительно воску прибавляют
мелко нарезанного мыла и нагревают, пока масса не начнет издавать
неприятный запах. При варке нужно быть очень осторожным, в случае
же воспламенения пламя заглушается крышкой. Когда масса несколько
остынет, ее переливают в формы.
б) Т. английская. Для приготовления ее берут: 60 желтого
воска, 60 белого мыла, 80 мастики, 60 сала, 120 шеллака, 10 венецианского
терпентина, 110 голландской сажи. Мастику и шеллак кладут в нагретый
терпентин, затем прибавляют сало, воск, мыло, а под конец сажу.
Все это хорошо перемешивают и растирают. Охладившаяся и немного
затвердевшая масса выкладывается на гладкий камень или стекло и
разрезается на бруски.
в) Берут 12 г высушенного мыла, 120 г брусковой камеди, 24
г соды, 24 г мастики, 9 г голландской сажи. Все эти вещества растапливают
и выливают в формы.
г) Берут 100 белого мыла, 30 бараньего сала, 50 брусковой
камеди, 50 мастики, 30-35 ламповой копоти.
|